«Городские интонации»: автор проекта «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов – о развитии городских медиа — Общероссийская организация «Городские реновации»
«Городские интонации»: автор проекта «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов – о развитии городских медиа
13.07.2021

До 23 июля проходит прием заявок на Всероссийский молодежный конкурс медиапроектов в сфере урбанистики «Городские интонации», в связи с чем мы решили поближе познакомить вас с членами нашего экспертного жюри.

С автором телеграм- и ютуб-каналов «Архитектурные излишества» Павлом Гнилорыбовым мы поговорили о городских медиа через призму его профессионального и личного опыта. Молодым медийщикам и участникам конкурса будет интересно узнать о том, где можно черпать вдохновение для своих проектов, каких придерживаться правил, на какую литературу опираться и многое другое. Чтобы не томить – сразу перейдем к интервью.

 

Почему Вы решили рассказывать об «архитектурных излишествах»? С чего все началось?

Началось все с того, что я водил экскурсии по Москве, постепенно расширяясь территориально и содержательно: уже выбирался за Садовое кольцо вместе со своими клиентами, друзьями, зрителями. Но я все время чувствовал, что свои мысли мне хочется формулировать не только устно, не только в книгах, но есть желание увеличивать охват аудитории с помощью новых каналов. Как раз в тот период активно начал развиваться и использоваться многими мессенджер Телеграм. Каналы мессенджера в то время были посвящены в основном политике, и мы решили, что неплохо было бы привнести на эту площадку немного искусства.

 

Название «Архитектурные излишества» появилось сразу или к нему Вы пришли уже в процессе работы?

Название родилось сразу, потому что мы записывали довольно много видео про авангардные рабочие поселки Москвы, которые строились 1920-1930 годы, много времени посвящали изучению сталинского ампира и неоклассики. Конечно, не могли не дискутировать о Хрущеве, которой разом знаменитым постановлением «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве» фактически остановил развитие строительной школы, и она спешно переходила на новые «рельсы».

 

Есть ли у Вас цель и (или) миссия?

Миссия – увеличивать количество людей, которые увлечены архитектурой, которая создавалась жителями России по всему миру. Нам очень интересно искать следы русских архитекторов в эмиграции на других континентах. Например, так можно отыскать образцы православной архитектуры в Южной и Северной Америке – это действительно захватывает. Если говорить о глобальной цели – это вовлечение в волонтерское движение, общественное и государственное. Мы понимаем, что сохраняя архитектуру, мы делаем одно общее созидательное дело.

 

Что может побудить Вас к поиску тем и созданию новых обзоров? Чем вы вдохновляетесь?

Каждое утро начинается с поиска новых тем и нового построенного здания. Нас может заинтересовать многое: собачьи будки, сельские школы, бионическая или модульная архитектура. Наша редакционная политика заключается в ее отсутствии: если мы видим, что люди не понимают какую-то тему, то мы наоборот увеличиваем количество контента в разы.

 

В своих обзорах Вы уделяете много внимания деталям, историческим сводкам, воспоминаниям современников. На какие источники Вы стараетесь опираться? Это всегда что-то разное или есть какие-то особенные ресурсы, о которых было бы интересно узнать начинающим «городским медийщикам»?

Если еще лет пять-семь назад было довольно трудно занимается краеведением, опираясь на цифровые источники, то сейчас практически каждая областная научная библиотека, довольно много всего оцифровывает в сетевые порталы и с удовольствием пишет о краеведении. Если раньше мы занимались подбором информации, то сейчас наоборот занимаемся ее отбором, потому что очень много интересных молодых проектов появляется в регионах, мы стараемся обо всем этом рассказывать. Об основных ресурсах: ретро карты, старые газеты, пресса (периодическая печать), ГОСТы, генпланы. Порой неожиданные фактологические «жемчужинки» находишь в самых неожиданных местах.

 

Скажите, на Ваш взгляд, влияют ли городские медиа на развитие городов? Если да, то каким образом?

Медиа не сильно влияют на текущую повестку, но если региональные издания начнут писать о чем-то активно, то это способствует возникновению «тектонического» сдвига. Например, недавно популяризировали понятие «парклет» – небольшое деревянное устройство, которое совмещает лавочку и рабочую зону на месте бывшей парковки, с цветами, закрывающими от солнца. В итоге, мы видим: по одному- двум парклетам появляются во многих регионах.

Медиа моду диктуют несомненно и за тенденциями следят не только за столичными, но и региональными.

 

Вероятно, это интересная тема для целого обзора, но попробуйте ответить в нескольких тезисах/абзацах. Как городские медиа/СМИ в разные времена влияли на развитие городов? (газета, радио, интернет и пр.) Если получится, приведите несколько примеров.

Вообще «городской средой» Россия занимается несколько десятков лет или даже столетий. Важно, чтобы это не ограничивалось только столицами, и дело в расширении числа сторонников и масштабирование этого опыта на разные города. Например, до появления проекта «Челябинский урбанист» никто об этом не говорил на Южном Урале. Теперь спорят, думают, говорят об этих «серых заборчиках», которые по ГОСТу положены или нет. Или до появления в Татарстане Наталии Фишман никто особенно не думал о развитии парковой среды. Сейчас же Казань – это столица парков по темпам ввода, по количеству зеленых насаждений, по разнообразию активностей.

Здесь речь не о медиа, а о лидерах общественного мнения, которые идут на то же радио, интернет порталы и популярный инстаграм. Знаю много примеров, когда 16-летний подросток начинает вести качественный городской исторический инстаграм, и к нему начинает прислушиваться вице-мэр или человек, отвечающий за муниципальное зеленое хозяйство. Часто на низовом уровне это даже проще, так как чиновников меньше, приемных меньше, и знакомство с нужными людьми – это дело одной руки, а не шести рукопожатий.

 

В нашей стране не так много заметных городских медиа, и все они в основном сосредоточены в крупных городах и мегаполисах. Что Вы порекомендуете молодому, творческому, любящему свой город, человеку, который мечтает реализовать свой медийный проект? Как нащупать свой «почерк»? С чего начать?

Фактически, у нас мало кто в начале нулевых писал о городской среде, а сейчас понятия наоборот замылены, и из текста в текст кочуют одни и те же эпитеты, определения: «комфортная городская среда», «соразмерная человеку застройка», «уличная мебель». Нужно стараться разнообразить свой стиль, понимать, что у нас не только чисто визуальная эпоха. Еще существуют люди, которые способны дочитать текст в несколько тысяч знаков, несмотря на диктат визуального материла. Поэтому я советую читать классиков. Я советую читать Глазочева, я советую Дубелира, российских ранних урбанистов, например, Ревзина, которые занимались этим в прошлом и позапрошлом веках.

 

Есть ли у Вас какие-то напутствия для участников конкурса «Городские интонации»?

Я очень советую трудиться и писать каждый день. У Юрия Олеши был девиз «ни дня без строчки». Даже если очень лениво, напишите абзац, уберите в отложку, потом продолжите, хотя бы наметьте какую-нибудь тему. Проходя мимо гаражей, изучите, что за тексты на них расположены – вы поймете, чем живет район. Нужно черпать энергию и идеи для материалов абсолютно везде: из городской среды, из воздуха, из канализационных коллекторов, — вокруг нас носится десятки смыслов, нужно уметь их поймать и правильно препарировать.