Как работодатели оценивают профессионализм молодых архитекторов — Общероссийская организация «Городские реновации»
Как работодатели оценивают профессионализм молодых архитекторов
04.08.2023

Ученые МГПУ провели исследование, о том, как работодатели оценивают профессионализм молодых дизайнеров, архитекторов, иллюстраторов и других специалистов сферы креативных индустрий.

Ключевой момент — почти 50 % работодателей оценивает уровень компетенций вчерашних выпускников не выше среднего.

«Компетенции, которые нужны, которых не хватает, — это гибкость, желание работать и учиться, коммуникативные навыки и навыки критического мышления, то есть навыки формулировать свою мысль и доносить ее до аудитории», — отметил один из респондентов.

По мнению работодателей, у вузовской системы есть несколько проблем. Начнем с того, что сами университетские программы и задания — шаблонные. И это не лучшим образом сказывается на развитии креативности.

Во-вторых, вузы попросту не успевают за развитием креативных индустрий. Они медленно вводят в программу новые профессии и так же медленно адаптируются к новым требованиям рынка. Вдобавок все это обременяется излишней регламентацией.

В целом работодатели считают, что система вуза была придумана для решения других задач, других времен и другого общества. Она попросту устарела. При этом развитие программ дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификации для заведений, увы, экономически нецелесообразно.

«Цикл разработки курса что в вузе, что в ДПО невозможный. Нам нужно осознать потребность в таком специалисте, утвердить это в Министерстве труда, подобрать набор компетенций, сделать из этого условную магистратуру, потому что бакалавриат это еще дольше… <…> Прошло еще семь лет. А изменения в софте, в инструментах и в комбинации этих инструментов происходят каждую неделю», — поясняет Оксана Силантьева.

Теперь рассмотрим проблемы, которые могут быть решены на уровне самих высших учебных заведений или на уровне отрасли в целом. Одна из них — неподходящий формат обучения. Многие работодатели считают, что обучать креативных специалистов должен мастер. У нас же подобная практика чаще встречается в театральных вузах, и гораздо реже в других местах.

Здесь же можно выделить проблему «ведомственных границ», которые существуют между кафедрами, департаментами и факультетами. Эти границы препятствует формированию полипрофессиональных специалистов, которые могли бы работать на стыке дисциплин.

Еще одна проблема — дефицит «продюсеров» образовательных программ, которые бы непосредственно взаимодействовали с представителями индустрий: выявляли запрос, анализировали, подбирали специалистов, практически внедряли в программы курсов. Такая работа не ведется. Выходит, что программа обучения не релевантна.

Кроме того, вузы не уделяют достаточного внимания развитию self skills. В особенности развитию коммуникативных навыков и креативности, а это буквально один из базисов. Плюс у учебных заведений не налажена коммуникация с отраслью, к примеру, с центрами занятости. И, наконец, в вузах также наблюдается дефицит аналитической культуры и обратной связи для развития образовательных программ и продуктов.

Подробнее в материале