Новая стратегия развития Москвы: город без машин? — Общероссийская организация «Городские реновации»
Новая стратегия развития Москвы: город без машин?
Москва / 16.01.2022

Одна из целей планируемых мероприятий, заложенных в стратегию развития транспортной системы Москвы и Подмосковья до 2025 года — ограничение пользования автомобилями с помощью повышения привлекательности общественного транспорта, включая меры по «успокоению движения» за счет сужения проезжей части, частичного мощения дороги, искривления проезжей части и установки «лежачих полицейских».

Борьба с «пробками» путем строительства новых трасс — это борьба с ветряными мельницами. По опыту других стран можно с уверенностью сказать, что удовлетворить весь потенциальный и растущий спрос не представляется возможным. Появление новых трасс и комфорт автовладельцев только подстегивает население к приобретению личного автотранспорта, что в свою очередь вновь ведет к потребности в новых развязках и автобанах.

Разные инструменты позволяют по-разному контролировать транспортный спрос и предложение. В современном городе жизненно необходима развитая система общественного транспорта, системы, связанные со средствами индивидуальной мобильности: велоинфраструктура, возможность пользоваться столь уже ненавистными электросамокатами. Если в городе выстроены удобные маршруты общественного транспорта, а потенциальный пользователь сможет зайти в час пик в деловом костюме и приехать на рабочее место, не замяв его, целесообразность использования личного авто со временем пропадет.

Можно обратиться к опыту Парижа, который сейчас реализует концепцию 15-минутного города, т.е. возможности добираться до любой точки пешком или на велосипеде. Основное её направление — развитие велопешеходного пространства, когда вся необходимая инфраструктура внутри исторического центра будет находиться в шаговой 15-минутной доступности. Это социальные и торговые объекты, места приложения труда. Кроме прочего, Париж решает в пределах исторического центра ограничить въезд для транзитного индивидуального транспорта.

Похожие меры заложили и авторы стратегии развития транспортной системы Москвы и МО, планируя, что к 2035 году 89% населения Москвы и области должны добираться до ближайшей станции метро, МЦД или электрички максимум за 20 минут на наземном транспорте или пешком даже в час пик (сейчас эта доля составляет около 75%).

Париж может показаться слишком радикальным и прогрессивным примером, но мы можем взглянуть на опыт в Лас-Вегасе или Арабских Эмиратах, где передвигаться без автомобиля невыносимо и невозможно. Города превратились в гоночные треки с бесконечными кольцами «завязок» и развязок. В таком городе нет места пешеходу — даже если удастся выжить на многоголосных трассах, всегда можно нарваться на квест из припаркованных машин.