Тульские «Городские реновации»: как запомнить Крапивну, создать дизайн «Тройки» и одежду из билетов — Общероссийская организация «Городские реновации»
Тульские «Городские реновации»: как запомнить Крапивну, создать дизайн «Тройки» и одежду из билетов
Тула / 12.01.2021

Начнем год с приятных новостей! Портал MYSLO опубликовал интервью с директором регионального отделения «Городских реноваций». О дизайне карты Тройка, креативных открытках для Крапивы и о том, как вообще строится работа в регионах. 

— Какие цели у проекта в Туле?

– Если коротко, мы хотим участвовать в развитии родного города и дать такую возможность другим. Очень часто бывает так, что в силу близости к столице Тула благоустраивается и меняется силами московского ресурса. В этом нет ничего плохого, и, несомненно, развитием городов должны заниматься специалисты. Прекрасно, что регион может их привлекать, но и туляки должны иметь возможность напрямую влиять на процессы развития города. Это вопрос локальной идентичности и любви к городу как к чему-то родному, поэтому мы стремимся собрать команду как профессионалов, так и просто неравнодушных горожан, способных это влияние оказывать. Это история не про конфликт в духе «Приехали к нам со своим самоваром», а про то, что нужно «поженить» работу профильных специалистов с потребностью самих горожан в самовыражении.

— Есть какие-то достижения сейчас?

– Первый год мы довольно долго разгонялись. Нужно было понять, как всё устроено на самом деле. Чтобы действительно развивать город, нужно знать, какие экономические и политические предпосылки у каждого конкретного проекта. Начать реальную работу удалось, по сути, с августа 2020 года. Это было участие в создании туристического кластера в селе Крапивна. За основу концепции был взят факт, что именно из Крапивны Лжедмитрий I отправил обращение к Думе и народу во время восстаний. Поэтому мы предложили туристическую почту, открытки и тематический арт-объект. Ведь значительная часть туристического потока в Тульской области — жители Москвы. Отправляя открытку из Крапивны в Москву, послание как бы повторяет проделанный когда-то давно путь. В идеале нам хотелось, чтобы это стало некой шуткой, чтобы люди отправляли знакомым свои требования.

Например, влюблённая пара, находясь в Крапивне, отправляет друг другу по открытке, не показывая её содержание. А уже в Москве выясняется, что парень требует больше не готовить какое-то блюдо, а девушка — не разбрасывать носки по комнате. Это крутой способ с позитивом вспомнить про Крапивну уже по завершении путешествия. Ну и дизайн для некоторых открыток мы сделали довольно смелый. Я, честно говоря, до последнего не верил, что получится реализовать всё, как мы хотим. Но в нашу концепцию поверили в Комитете по развитию туризма Тульской области, что было неожиданно и приятно. В дальнейшем в Крапивне должен появиться еще и арт-объект по нашей концепции.

К сожалению, в самый разгар разработки все участники этого проекта отправились отсиживать домой свой ковидный карантин, что сильно сказалось на решении организационных вопросов и эффективности работы. Но всё же мы надеемся увидеть свой проект реализованным уже в 2021 году. А потом заняться и другими, надеюсь, уже без форс-мажоров. Если, конечно, оправдаем доверие.

— А из-за карантина и пандемии работа организации не остановилась?

– Выполняя задачи по благоустройству во время пандемии, мы нашли несколько онлайн-решений. Мы также в тестовом формате проводили сбор предпочтений жителей по благоустройству в Ясногорске с помощью таргетированной рекламы в социальных сетях. Мы настроили рекламу и разработали опросник таким образом, чтобы он показывался только людям, проживающим в 500 метрах от дома, отсекая в самом опроснике просто живущих неподалеку. Собранную информацию мы передали местным властям. Кстати, этот объект сдали в ноябре 2020 года. Хочется верить, что собранная информация оказалось полезной.

На базе Google мы сделали карту, на которой отмечаем интересные с точки зрения урбанистики места. Это советская мозаика, исторические постройки, граффити. Потихонечку будем ее заполнять. По сути, это карта интересных визуальных мест. Люди, занимающиеся в Туле кино и туризмом, уже проявили к ней интерес.

Ну и вишенкой на торте в этом году стал конкурс на альтернативный дизайн карты «Тройка», который проходит прямо сейчас. Мы решили, что было бы здорово дать возможность одним тулякам придумать свой дизайн для «Тройки», а другим — возможность выбрать победителя, чью карту выпустят ограниченным тиражом. Но чтобы избежать накруток и сделать участие более привлекательным для дизайнеров, постарались собрать хороший состав жюри.

Например, в состав вошли сооснователь «Кофе Культа» и автор концепции «Искры», сооснователь культурного центра «Типография», федеральные эксперты, местные чиновники. Полный состав мы раскроем чуть позже. Что немаловажно, победитель получит 20 000 рублей. Кстати, это наши собственные деньги. От сердца отрываю, можно сказать. Но это инвестиция в идею о том, что нужно давать тулякам возможность проявить себя. Вчера — в открытках, сегодня в дизайне транспортный карты, а завтра — в концепции того, как должен развиваться город в целом. Все от этого только выиграют. Власть получает идеи, талантливые туляки — возможность проявить себя. При этом мы не приходим со своими идеями, как с ультиматумом: «Хотим так и никак иначе!» Мы приходим и говорим: «Это, конечно, ваша работа, но посмотрите, у нас тут есть пара идей…»

Развитием транспортной системы, несомненно, должны заниматься специалисты. У нас в организации таких, к сожалению, нет, но мы всегда можем покреативить и придумать другие способы повлиять и на эту сферу городской жизни.

Причем представители Московского метрополитена, занимающиеся внедрением «Тройки» в Туле, сами пришли и поинтересовались, нет ли у нас интересных идей. Они пришли к нам, потому что в 2019 году я, еще до появления в Туле «Городских реноваций», сделал проект «Билет на эмоции». Мы обменивали 20 билетов трамвая, троллейбуса или автобуса на походы на мероприятия: в «Типографию», в Музей станка, в ДКЖ-кино. Этот проект тогда обошелся мне в 0 рублей, но вызвал большой резонанс. Даже через год ко мне в баре как-то подошла девушка и спросила: «Это же ты делал проект с билетами? Из-за тебя я больше не катаюсь на маршрутках». Было очень здорово это слышать. Точнее, видеть доказательство того, что твои действия имеют последствия и какой-то смысл. Тогда мы собрали более 13 000 билетов. К такой нагрузке были не готовы ни я, ни «Типография», в которой мы сделали точку сбора. Все бариста, наверное, проклинали меня, потому что люди просто приходили сдать билеты. И если в начале проекта я делал аккуратные конвертики для сбора билетов, то в конце их собирали во что попало, включая салфетки, потому что я просто не успевал их забирать и приносить упаковку.

А однажды мы сидели с подругой и думали, что делать со всеми этими билетами, и решили сделать из них одежду. В итоге всё ограничилось жилеткой, бабочкой и козырьком крупье. Но даже это было забавно. Раньше мне никогда не приходилось самому делать одежду.

Продолжение — на сайте MYSLO