Рекреационная зона города-курорта Железноводск
Рекреационная зона города-курорта Железноводск

На восточном склоне горы Железной на основе природного леса в 1825 году был заложен
Железноводсккий курортный парк. Он служит примером удачного сочетания величественного
горно-лесного ландшафта с художественным дизайном, создающим исключительно
благоприятные условия для лечения и отдыха людей. По генеральному плану, разработанному в
шестидесятые годы прошлого века, выбранная нами территория должна была стать жемчужиной
в серии благоустраиваемых участков курортного парка, плавно переходящих друг в друга, начиная
от горы Развалка, и до санатория Минеральные Вода. Главной осью территории должна была
стать каскадная лестница, обустроенная фонтанами и идущая до берега Курортного озера.
Реализация идеи продолжить существующую каскадную лестницу была заморожена на долгие
годы — до сегодняшнего времени.

Главная задача проекта — воплощение идею по созданию самого крупного санаторно-
туристического парка Северного Кавказа, объединенного ландшафтным эко-парком,
наполненным множеством мемориальных и культурно-значимых объектов. Отправной точкой для
этого должно стать завершение строительства каскадной лестницы, благоустройство
прилегающей к ней территории в соответствии с современными трендами в области урбанистики,
и архитектурно-строительными нормами, строительство санаторного комплекса у подножия горы
Железная.

В основе концепции проекта лежат следующие принципы:
— Сохранение естественного ландшафта и песочных массивов;
— Восстановление и реконструкция утраченных и увядающих объектов;
— Контекстуализм проектных решений, все объекты строительства и благоустройства гармонично
интегрируются в окружающую среду, не нарушая её целостность;
— Создание безбарьерной среды, в которой любой человек будет чувствовать себя комфортно;
— Современная архитектура должна подчеркнуто отличаться от сохраняемой исторической
«ткани», но не вступать с ней в диссонанс;
— Комплексное проектирование прилегающей территории. Помимо основной площадки
разрабатывается структура связей с окружающими социально-значимыми и культурно-
историческими объектами;
— Стратегия роста. Планировка разрабатывается таким образом, чтобы в дальнейшем была
возможность расширять спектр, увеличивать ассортимент, и повышать качество предлагаемых на
территории парка услуг;
— Многопрофильность. Спектр предлагаемых активностей подобран таким образом, чтобы
каждый смог подобрать себе занятие по интересам и умениям;
— Осмысленность. Брендинг парка имеет глубокий смысл и неразрывно связан с историей парка,
и идеально отображает «Дух места» проектируемой территории, а также несет в себе скрытый
образовательный смысл, направленный на повышение культурного уровня гостей парка;
— Экологичность. По территории парка можно передвигаться только пешком, попав в парк, гости
оставляют свою машину на гостевой парковке, за исключением пожилых детей и семей с
маленькими детьми;
— Технологичность. Разработана концепция мобильного приложения, которое является
одновременно абонементом, навигатором и экскурсоводом по парку. Также оно предусматривает
несколько образовательных квестов. Работа приложения построена на основе открытых данных;
— Энергоэффективность. Запланировано использование возобновляемых источников энергии,
таких как солнечный свет и течение воды.

Аналитика территории создает «ткань парка», которая естественным путем определяет форму и
функцию общественной территории. Благодаря такому подходу максимально сохраняется
природа, которая находится в охраняемой зоне парка.

На «ткань парка» нанизываются малые архитектурные формы, галереи, объемы, которые
образуют различные функциональные зоны. Вокруг сформированных площадок образуются зоны
тихого и активного отдыха.